«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования). - Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:- обучения;
- воспитания;
- развития.
- Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году. - Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время
Нормативно-правовая документация
Профессиональный стандарт педагога
О применении примерного плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в учреждениях Хабаровского края скачать
Примерный план мероприятий по введению профессиональных стандартов в учреждении Хабаровского края скачать
Приказ о введении профессиональных стандартов скачать