Контроль
в дошкольном образовательном учреждении.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой
деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для
принятия управленческих решений.
Само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а
проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько
мешают работать.
По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, контроль, заставляющий
защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне
противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования.
В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной
функции управленческой деятельности.
Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает,
что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса,
зафиксировать наметившиеся отклонения от
запланированных задач. Иными словами, контроль является основным источником
информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает
выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.
М.М. Поташник и В.С. Лазарев утверждают, что благодаря контролю
управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не
может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим»,
чувствительным к изменениям.
П.И. Третьяков определяет контроль «как технологическую профессиональную
услугу в различных его формах и методах (способах, средствах и
взаимодействиях), обеспечивающих обратную связь и являющуюся важнейшим
источником информации, необходимой для успешного функционирования системы
управления в целом».
М.М. Поташник предупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, но и
о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а попросту говоря,
бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения.
Л.В. Поздняк и Л.М. Денякина отмечают, что умение контролировать – такое
же искусство, как и умение, принимать решения.
Таким образом, контроль можно определить, как процесс, обеспечивающий
достижение поставленных целей.
Контроль в дошкольном учреждении – это целенаправленная деятельность
руководителя и старшего воспитателя по установлению соответствия
функционирования, развития всей системы ДОУ, каждого его подразделения и работы
сотрудников требованиям нормативных актов и принятым решениям.
Контроль дает возможность старшему воспитателю увидеть результат своей
деятельности, собрать необходимую информацию для совершенствования работы с
кадрами.
При осуществлении функции контроля всегда изучаемое явление (процесс)
сравнивается с определенным эталоном. Старший воспитатель контролирует ту сферу
деятельности дошкольного учреждения, которая связана непосредственно с
качеством педагогического процесса. Таким эталоном контроля воспитательно-образовательной
работы является программа воспитания и обучения детей, реализуемая
воспитателями, а также критерии оценки содержания и методов воспитания и
обучения, реализуемых в ДОУ, составляющих содержание федеральных
государственных требований.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ можно условно представить
в виде внешнего и внутрисадовского контроля.
Контроль
функционирования и развития образовательного учреждения
Внешний контроль
|
Внутренний контроль
|
Маркетинговое исследование микрорайона
|
Социальная, образовательная защита детей, не посещающих
детский сад
|
Социологическое исследование семей микрорайона
|
Контроль по содержанию
|
Виды контроля за образовательным процессом
|
|
|
|
|
|
Основная цель внешнего контроля состоит в обеспечении социальной
защиты каждому ребенку и гарантированном получении им минимума образования,
необходимого для нормального развития.
Основная цель внутреннего контроля состояния
воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании
педагогического процесса во всех возрастных группах и оказанию каждому
воспитателю конкретной помощи.
Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы
ДОУ. При помощи контроля руководитель и старший воспитатель получают
информацию. В свою очередь информация, полученная в результате целенаправленных
наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и
объективной. Поэтому так важно остановиться на понятии «система».
Система – это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и
обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов в отдельности.
Исходя из этого определения мы можем говорить о системе контроля, где
каждым отдельным его компонентом являются цели, задачи, содержание контроля, а
также формы его проведения.
При реализации контроля очень важно уметь собирать, обрабатывать и
систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее.
Эти умения помогают найти наиболее правильные, наиболее обоснованные и
оптимальные решения.
Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку
состояния дел в учреждении, можно говорить о наличии системы контроля. Поэтому
в годовом плане ДОУ целесообразно планировать раздел «Система контроля»,
которая включает виды контроля, сроки, ответственных и отметку о выполнении.
Чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:
·
Информированность
·
Гласность
·
Охватывать полноту выделения актуальности
проблемы
·
Выбор целей
·
Четкий план
·
Заинтересованность всех участников
·
Повторность
Каждый руководитель должен при осуществлении контроля руководствоваться
следующими правилами:
1. Контроль не должен
ограничиваться инцидентом.
Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль
проводится планово и постоянно, он воспринимается как норма. В случае вскрытия
недостатков в работе необходимо, прежде всего выявить причины ошибок, напомнить
о правильных действиях либо оказать методическую помощь педагогу желательно в
форме индивидуальной консультации.
2. Скрытый контроль вызывает
досаду.
Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось.
3. Не стоит проверять только свой
«любимый» участок.
Если сосредоточиться на одном объекте (группа, воспитатель и т.д.) , то
другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего, контроль в этом
случае необъективен.
4. Контроль не проформа.
Кто не контролирует, тот не интересуется
достижениями своих сотрудников. Низкая компетентность и ложный страх испортить
отношения с подчиненными – плохие спутники руководителя.
5.Не следует контролировать из-за
недоверия.
Необходимо делегировать полномочия по контролю, что свидетельствует о
доверии. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных
обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит сотрудников на самоконтроль.
Любой контроль организуется и проводится в определенной
последовательности.
М.В. Корепанова и И.А. Липчанская предлагают использовать следующий алгоритм контроля:
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор
информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка
исполнения рекомендаций.
Контроль предполагает
1.
Периодическое отслеживание результатов:
·
Текущих
·
Промежуточных
·
Конечных
·
Отдаленных
2.
Сравнение этих результатов с прогнозом
3.
Корректировку в случае необходимости.
Контроль как инструмент
управления должен стимулировать творчество сотрудников. Тогда правомерно
возникает вопрос: каким он должен быть?
Руководителю и
старшему воспитателю дошкольного учреждениядля оптимизации контроля необходимо:
·
Применять все его способы
·
Определить направленность контроля, виды, формы
·
Сделать правильный выбор объема и частоты
контроля (дифференциация и индивидуализация)
Контроль обязательно должен быть спланированным, руководитель выбирает
те или иные формы и методы контроля, руководствуясь целями проверки и
индивидуальными особенностями педагогов. После проверки осуществляется
коррекция – важная функция управления, вид регулирования по результатам
обратной связи (корректируются цели, задачи, содержание управления, планов).
Рекомендуется ежемесячно осуществлять корректировку запланированной работы в
месячном плане, которая складывается из анализа недельной работы коллектива,
полученные результаты обсуждаются на оперативном совещании при заведующем в
определенный день недели. На нем же зачитываются и аналитическая справка по
результатам оперативного контроля за месяц.
Реальная оценка как результат внутрисадовского контроля складывается из:
·
Самооценки воспитателя
·
Оценки родителей
·
Оценки руководителя или экспертной группы
·
Итоговой оценки
Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет
несколько вариантов (словесная, цветовая, балльная, процентовая). Это позволит
в разных случаях использовать ту или иную оценку. Так, при организации
оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе
педпроцесса словесные оценки результативности работы более уместны. Но каждый
руководитель вправе самостоятельно разработать свою шкалу оценок.
В практике чаще всего используют четырехступенчатую систему оценки,
предложенную Б.И. Какаевым:
·
Высокий уровень
·
Достаточный уровень
·
Недостаточный
уровень
·
Критический уровень
Примерная шкала оценок
Словесная
|
Цветовая
|
Балльная
|
Значок
|
Процентная
|
Высокий уровень
|
Красный
|
3 балла
|
«+»
|
От 100%
до 76%
|
Достаточный уровень
|
Зеленый
|
2 балла
|
« V»
|
От 75%
до 66%
|
Недостаточный уровень
|
Синий
|
1 балл
|
«--«
|
От 65%
до 41%
|
Критический уровень
|
Желтый
|
0 баллов
|
|
От 40%
до 0%
|
Оценка кадров – одна из важнейших функций руководства коллективом. Как
показывают данные специальных психологических исследований, поведение человека
в организации существенно зависит от того, насколько объективно оценивается его
работа и как он относится к этой оценке.
Если человек воспринимает оценку как несправедливую, то в зависимости от
своих индивидуальных особенностей он либо ведет себя пассивно, либо проявляет
агрессивность, вступая в конфликт.
Оценка труда в зависимости от того, как она осуществляется, будет
способствовать развитию творчества или, наоборот, пассивности.
Задачи, решаемые посредством оценки, существенно зависят от стиля
руководства. При административно – командном
руководстве основная задача оценки состоит в том, чтобы выявить
недостатки в работе сотрудников.
При демократическом руководстве, конечно, тоже решается эта задача, но
она не главная. Основная задача состоит в том, чтобы:
- оцениваемый был убежден в объективности оценки
- воспринимал ее как полезную для себя
- знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки
- хотел их устранить
- руководитель знал, какая помощь необходима сотруднику
- был уверен, что эта помощь будет оказана.
То есть оценка в этом случае призвана стать фактором, стимулирующим
профессиональное развитие.
Важно и т о, какие методы использует руководитель при организации
контроля.
Так, для изучения состояния педпроцесса наиболее эффективными являются
следующие методы контроля:
·
Наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого
объекта)
·
Анализ (разбор с выявлением причин и
определением тенденций развития)
·
Беседа (обязательно с обменом мнениями)
·
Анкетирование (опрос по заранее составленным
вопросам)
·
Хронометраж (измерение педагогического процесса
во времени)
·
Изучение документации
·
Устная или письменная проверка знаний.
Контроль может осуществляться в разных формах:
1.Прямой (непосредственный)
контроль руководителем, старшим воспитателем деятельности сотрудников ДОУ.
Широкое использование современными руководителями делегирования привело
к появлению таких форм, как взаимо- и самоконтроль. При применении этих форм
контроля важно исходить из уровня развития коллектива дошкольного учреждения ,
компетентности педагогического персонала.
2. Взаимоконтроль возможен
при четком определении его цели, содержания, которым может быть состояния
оснащения групп игровым, дидактическим материалом, оформления отдельных
элементов образовательного пространства и т.д. Как правило, во избежание
субъективности результатов, нецелесообразно объектом контроля в данном случае
делать непосредственно деятельность педагога. Для проведения взаимоконтроля
руководителями должны быть четко продуманы методы контроля и разработаны критерии,
по которым воспитателями будет производиться оценка. Результаты взаимоконтроля
могут быть представлены в справке, в схемах, таблицах и в другом виде.
3. Самоконтроль. Это
особая форма доверия коллектива наиболее
достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы. Решение
о переводе педагога на самоконтроль принимается на педагогическом совете.
Целесообразно срок действия такого решения определять на один учебный год,
чтобы при стабильных результатах в следующем году это право педагогу
пролонгировать. Однако это не означает, что деятельность такого педагога
абсолютно не контролируется. Используются различные методы опосредованного
контроля, например, обязательно предусматривается отчет работника, изучается
документация группы, воспитатель привлекается к организации различных форм
методической работы и т.д.
В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяют следующие виды контроля:
1. Фронтальный
2. Тематический
3.
Оперативный
4.
Сравнительный.
Сравнительный контроль как самостоятельный вид контроля выделяют М.В.
Корепанова и И.А. Липчанская.
В.М. Сотникова и Т.Е. Ильина включают его в разновидность оперативного
контроля.
|