Воскресенье
22.12.2024
15:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ детский сад № 10 п.Чегдомын
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 56

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Страничка старшего воспитателя » Консультации

Консультация

В конце XX века группа российских ученых провела интервьюирование большой группы дошкольников с целью исследования отношения детей к проблеме запретов и наказаний. Дошкольники рассказывали, можно ли наказывать детей, за что наказывают детей, может ли ребенок наказать взрослого, ошибаются ли сами взрослые, имеет ли ребенок право делать то, что он хочет, и не делать того, чего не хочет. Выяснилось, что практически все дошкольники считают, что детей можно и должно наказывать.

Просто так наказывать нельзя
Дети описывают ситуацию наказания как хорошо знакомую и привычную. При этом в восприятии ребенка наказание, как правило, обоснованно: «Просто так (наказывать детей) нельзя. Когда они не слушаются, тогда можно»; «Да, конечно, за плохое поведение нужно наказывать». Большинство из них сразу оговаривает условия наказания. Основные виды наказания и детьми, и родителями воспринимаются как адекватные и действенные (поставить в угол, отшлепать по попе). Дети не сомневаются, что ребенок обязан слушаться взрослых. Наказание должно учить ребенка «правильно себя вести» при взаимодействии с миром, окружающими детьми и взрослыми. Принятие наказания ребенком основано на признании авторитета взрослого — он старше, больше знает и умеет, может помочь детям, которые «еще не все знают». В качестве причин наказания и порицания дети называют следую¬щие: «за плохие поступки», «за то, что они балуются», «когда не слушаются». И только небольшое количество детей отвергают сами наказания и их допустимость: «Детей наказывать нельзя, они еще маленькие»; «Можно, но вообще-то нельзя, надо просто объяснить». Отсюда следует, что у дошкольников сформировано четкое отношение к наказаниям, они принимают допустимость возмездия за нарушение правил и норм, устанавливаемых родителями, но при этом иногда оспаривают формы наказания. Возможно, отвергают наказание те дети, которые боятся физического воздействия, чувствуют себя «маленькими» и беззащитными перед взрослыми.
Не ругать, а поставить в угол
Согласно высказываниям детей, спектр наказаний, применяемых взрослыми к дошкольникам, однообразен и направлен на ограничение свободы ребенка с вариациями применения физического воздействия и сопровождения криком. При этом наиболее травмирующим для детей является именно крик («не ругать, просто в угол поставить»). Самым распространенным наказанием дошкольников является способ «поставить в угол»,
смысл которого заключается в ограничении активности ребенка, лишении его свободы действовать, передвигаться и общаться с окружающими (стоять молча). И детьми, и родителями такой способ наказания воспринимается как довольно действенный, но при этом дети часто отмечают, что в угол их отправляют, толкая и шлепая. («В угол ставить или сказать, чтобы сидел и ничего не трогал»; «Наказывают — пальчиком грозят и — в угол, за ухо»; «Как надо наказывать детей? В угол поставить или покричать на них».) Достаточно распространенным родительским воздействием на дошкольников является крик — родители могут «наругать», «накричать», и лишь в порядке исключения упоминаются взрослые, которые могут «словами сказать» — пояснить, что и почему ребенок делает неправильно, т. е. просто указать. Предупреждение о воз-можности наказания описано всего один раз: «Просто говорят, что¬бы я больше так не делала, а если еще раз сделаю, точно уж накажут». Словесный упрек в качестве наказания воспринимается детьми как весьма ощутимое воздействие. Здесь необходимо отметить, что крик как форма донесения информации или инструктирования детям не нравится. Они подчеркивают, что можно «шлепнуть два раза, в угол поставить и все. Не ругать, просто в угол поставить».
Мама всегда права
Но все же шлепают, а иногда и бьют ремнем почти всех детей. Наказание для ребенка весьма тесно связано с угрозой или ре¬альным применением силы, и другие его формы иногда даже не воспринимаются как наказание. Вот некоторые, наиболее типичные ответы детей на вопрос «Как тебя наказывают?»: «Меня рукой бьют. — По попе? — Нет, очень часто в лоб. Иногда папа, но папа редко, а мама часто»; «Бьют, ставят в угол»; «Шлепают или ремнем наказывают»; «Меня так наказывают, что потом ремнем бьют по попе. Еще просто ругаются». Хотя большинство детей «бьют ремешком» или «шлепают по попе», а в угол иногда отводят «за ухо», дети явно спокойно относятся к этому, что объясняется неоп-ровержимым авторитетом родителей и, следовательно, правотой их действий. Приблизительно половина опрошенных детей не допускала никакого сомнения в правоте взрослого: «Не знаю... мама всегда права».
Очевидно, что само физическое воздействие, как правило, не при-чиняет боли, а «шлепки по попе», «ремешок» — это скорее символы грозящего наказания. Дети готовы к тому, что родители «за плохое поведение» будут их шлепать или даже «любя» бить ремнем, и считают такое поведение любящих и любимых родителей допустимым и справедливым. Интересно, что дети, которых дома не бьют, прекрасно понимают, что телесные наказания для других обычны, что так принято: «Как наказывают детей? — В угол ставят и бьют. — А тебя бьют? — Нет». Но изредка в детских ответах звучит глубокая обида.


Можно даже ремнем
Если легкие шлепки «по попе» принимают почти все дошкольники, то к суровым телесным воз¬действиям (дать «ремня») дети относятся по-разному. Если некоторые, не задумываясь, без критики предоставляют взрослому право бить ребенка, то другие считают, что для «ремня» существуют лишь определенные и заранее известные поводы — бить ремнем можно, только если дети «очень сильно нахулиганят», «если очень-очень плохой поступок, можно даже ремнем». В очень редких случаях дети упоминают наказание лишением, ограничением в чем-нибудь: «Как надо наказывать детей? — Например, «чего-нибудь их лишить»; «на мультики наказать — не (разрешить) смотреть». Также родители наказывают угрозой лишить обещанного подарка, «потому что родители что скажут, то ему (ребенку) на день рождения и купят». Здесь необходимость подчиняться взрослому основана на зависимости ребенка от родителей, которые распоряжаются поощрениями и наказаниями по своей воле.

Повод для наказаний
Самый распространенный повод для наказания детей — если про-исходит нечто неправильное или непредусмотренное: «Они могут вазу разбить или еще чего-нибудь сделать»; «Если он разбил кружку»; «Если ударил кого-то»; «Вот когда я бужу свою сестру, меня наказывают, чтобы не будила ее». Обобщенный список проступков, подлежащих наказанию, включает в себя: шалости, слишком активные игры, непослушание, нарушение установленных родителями норм поведения, неумение или не-желание управлять своим поведением. Иными словами, естественная и необходимая для развития двигательная активность детей, их любознательность и любопытство с неизбежностью порождают ситуации, когда дети пересекают границу, за которой находятся неприемлемые формы поведения. Ребенок, увлекшийся игрой, забывает о распорядке дня, о нормах и правилах, которые ему внушают, он не может остановиться. Дети иногда «не слушаются» и по другим причинам. Так или иначе, в подобных случаях наказание применяется с целью умерить активность ребенка и заставить его подчиниться. Детей наказывают, «когда они шумят, кричат»; «когда они дерутся»; «если уж слишком балуются, чтобы они угомонились»; «когда они хулиганят, балуются, плохо себя ведут».
Из детских высказываний мы видим, что наказание используется старшими как способ внушения запретов на определенные формы поведения. Например, взрослые могут наказывать: «когда ребенок кого-нибудь стукнул»; «за то, что они ругаются, толкаются»; «когда они себя плохо ведут, говорят плохие слова»; «если маленького обидит». В данном случае в причинах к наказанию мы видим запреты физической и вербальной агрессии, особенно по отношению к младшим, запрет на употребление недопустимой лексики («плохие слова»).
Иногда за словами детей различается неумение взрослого справиться с расшалившимся ребенком, научить его вести себя так, чтобы не мешать другим людям: наказывать можно тех детей, «кто балуется или надоедает родителям, мучает их». Здесь баловство, шалость приравниваются (самим ребенком, который явно воспроизводит высказывания взрослых) к мучению родителей, которых утомила активность ребенка. Возможно, в подобных случаях наказание из способа регуляции детского поведения превращается в способ выместить раздражение, неудовольствие ребенком или его промахами.

Закон на стороне взрослого
Большинство детей признают за взрослыми несомненное право регулировать их поведение. Например, на вопрос, может ли ребенок поступать так, как он хочет, дети отвечают: «Ребенок не может делать, что хочет, если он даже один дома. Он всегда должен слушаться взрослых. Потому что старших нужно слушаться. А взрослые должны слушаться свою мать». Из этого высказывания, очевидно, что взрослые являются носителями и трансляторами правил поведения, они представители «закона» человеческого общежития, им принадлежит право этот «закон» применять. По мнению детей, у них нет права поступать так, как им хочется. Как сказал один дошкольник, «у ребенка никаких прав нет». Рассуждая на тему детских прав, дошкольники отмечали, что ребенок, «конечно», не может делать, что хочет, он «должен хорошо себя вести», «должен делать, что велят», «потому, что он еще маленький», а «взрослых надо слушаться». Прежде чем делать что-то, «надо спросить», «потому, что родители старше его, они должны решать». Дети полагают, что с возрастом они станут умнее, уподобятся взрослым: «Если я бы маленькая была, мама бы меня заставила есть суп, а когда большая, я так бы ела». Основанием к такому детскому пониманию становится позиция взрослых, при которой ребенок может «сделать то, что не надо совсем», потому что он «маленький» и «глупый».

Нельзя заставлять ребенка
В рассуждениях о том, может ли ребенок делать то, чего он делать не хочет, дети более уверены в своих позициях («Может ребенок не делать что-то, если ему не хочется? — Может. — Даже если мама ему говорит, чтобы он сделал? Да, может»; «Может ребенок не делать что-то, если ему не хочется? — Если это нужно, то нет. А если просто не хочется в это играть, то может, конечно»; «Делать что не хочет... Вообще-то нельзя заставлять ребенка»). Подобные высказывания часто внутренне противоречивы, в них звучит сомнение ребенка в своей правоте, очевидна зависимость от мнения и поведения взрослого: «Делать, что хочет - нет. Если родители добрые — может быть». Дальше ящика с игрушками и обеденного стола независимость детей практически никуда не распространяется.
Ребенок не может наказать взрослого
Практически все дети считают, что взрослого наказывать нельзя. Как правило, допустимо лишь наказание взрослого в игре, да еще можно сделать взрослому «замечание». «Ребенок взрослого (наказать) не может — не принято, да и не знает ребенок всего, чего нельзя. Ребенок может не наказать, а замечание сделать. Если взрослый говорит ребенку, что нельзя, а сам так делает, то ребенок может ему подсказать».
Обобщая детские ответы на вопрос «Может ли ребенок наказать взрослого?», можно выделить три основные причины, по которым «не может». Во-первых, младший не может наказывать старшего: «Ребенок — взрослого?!! Нет! — Почему? — Ну, во-первых, ребенок — это не взрослый. Взрослый — это не ребенок». Во-вторых, ребенок не может наказать взрослого, поскольку тот физически сильнее, он «может выйти из угла», откажется подчиниться, а в ответ еще и накажет: «Ребенок не может (наказать взрослого), потому что мама его сильнее накажет». В-третьих, ребенок еще не знает, что и как можно, он не знает, как себя вести, «что такое хорошо и что такое плохо», а взрослые старше, умнее, они не ошибаются, поэтому их не за что наказывать: «Ребенок не может наказать взрослого, потому что взрослый всегда прав, он никогда не ошибается»; «Ребенок не может наказать взрослого, он слушается маму. Не знаю, могут ли взрослые ошибаться. Мама всегда права». В редких случаях дети допускают, что можно наказывать взрослых, при этом интересно, что способом наказания взрослых дети рассматривают свое «неправильное поведение»: «Ребенок может наказать взрослого? — Да. — Как? — Поведением своим, кричать, например... — За что можно наказать взрослого? — Не знаю». Это вариант манипуляции, когда ребенок управляет взрослым с помощью своего плохого поведения.
Детям вообще довольно трудно представить, за что же и как можно наказывать взрослого, сама эта мысль, очевидно, вовсе не приходит им в голову: «Ребенок не может наказывать взрослого. — Почему? — Нет, думаю, что да. Если плохо делали для детей. Не знаю как». При анализе детских ответов и рассуждений становится очевидным, что «взрослые ошибаться могут, но наказывать их нельзя». Как становится ясно из ответов детей, они не сомневаются в том, что ребенок должен слушаться взрослых. Наказание должно учить ребенка «правильно себя вести», «чтобы (дети) выросли хо¬рошими, были воспитанными», чтобы «стать умным», научиться правильно вести себя, подготовиться ко взрослой жизни. В детских рассказах ярко обрисованы два основных персонажа: ребенок, который учится следовать общепринятым нормам поведения, и карающий за нарушения взрослый, который умнее и сильнее ребенка и всегда может настоять на своем, а за неподчинение — наказать. Дети обосновывают, понимают и принимают необходимость подчинения и наказания. Чаще всего им ясно, что это нужно для их же собственного блага. В отдельных случаях ребенок может понимать, что взрослый ошибается. Тем не менее авторитет родителя так высок, что дошкольнику сложно осуждать правомерность его действий и поступков.
Дети считают, что у взрослых есть право и причины их наказывать. 
Согласны ли вы с этим?
 Как относитесь к наказаниям вы?
 Какие методы воздействия используете в воспитательных целях?  

 

Категория: Консультации | Добавил: 10dou (19.03.2012)
Просмотров: 1069 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новости сайта
Консультации [7]
статьи
Педагогические советы [2]
Это интересно [8]

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz