Эссе «Моя педагогическая инициатива». Упаси вас бог познать заботу - Об ушедшей юности тужить, Делать нелюбимую работу, С нелюбимой женщиною жить. К. Ваншенкин
Хочу начать своё эссе именно с этих слов. Эти строки я услышала ещё в школе от своей любимой учительницы литературы. Они запали мне в душу, но тогда много лет назад я не предавала им такого глубокого смысла как сейчас. Ведь действительно как важно быть рядом с любимым человеком и делать своё любимое дело. Мне повезло, со мною рядом любимые люди и я занимаюсь своим любимым делом, придерживаясь в работе и в жизни принципов «Люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль» и «Работай, как будто тебе не надо денег». Почему я выбрала профессию «воспитатель»? Попробую ответить на этот вопрос. Я выросла в многодетной семье, была самым младшим ребенком, поэтому в детский сад не ходила, мои воспитатели были родители, старшие братья и сестры. А в детский сад так хотелось, ведь мы жили рядом и тети – воспитатели казались добрыми феями, с которыми всегда весело и хорошо. Когда пришло время проходить в школе практику, ни на минуту не задумываясь, я пошла в детский сад, и ёще больше влюбилась в профессию «воспитатель». Решила точно стать педагогом в детском саду. И вот уже 22 года я встречаю ребятишек, вместе мы делим и радости и неудачи, учимся с пользой проживать каждый день. Профессию воспитателя, пожалуй, можно сравнить с профессией президента, ведь оба несут ответственность за граждан страны, разница только в их возрасте. Ведь как сказал знаменитый философ И.Кант «Два человеческих изобретения можно назвать самым трудным, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». Высшим достижением в работе с детьми считаю раскрытие личностных качеств ребенка. Все мои воспитанники становятся более открытыми и откровенными со взрослыми, терпимыми друг к другу. Они хорошо подготовлены к школе, рассудительны, умеют аргументировано выражать своё мнение, с уважением принимать точку зрения своих товарищей. Дети серьезно относится к своему здоровью, у них сформирована привычка к здоровому образу жизни. В работе с детьми у меня есть принципы: - поощряй самостоятельность детей, будь верным спутником; - получай удовольствие от работы; - говори «не знаю», если не знаешь; - улыбайся чаще, от этого в группе светлее; - будь самим собой. Считаю, что всем детям необходимо посещать детский сад, постигать новое, находить себе друзей, понимать, что он маленький открыватель и творитель. Не приемлю в своей работе говорить детям слово «неправильно». Вообще, обсуждая что-то с детьми, слову «неправильно» предпочитаю слово «почему?» Ведь у них может быть своя, совершенно неожиданная точка зрения! Даже если очевидно то, что ребенок заблуждается, считаю, что нужно дать ему возможность самому прийти к этому выводу и затем вдохновить на поиск новых вариантов решения. В настоящее время актуальной является проблема нехватки детских садов. Работники дошкольных образовательных учреждений не остаются в стороне, решая данную проблему внедряя в практику новые формы работы. Например, в детском саду могут быть организованы: - консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад; - группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста и предшкольной подготовки ; - клуб «Мама и малыш от 0 до 3» для родителей и детей раннего возраста; - логопедические пункты на базе детского сада для детей неохваченных дошкольным образованием; - центр игровой поддержки для детей, не посещающих детский сад. Необходимо детские сады включить в национальный проект «Образование». А в будущем для меня детский сад – это, прежде всего дружный, творческий коллектив детей, родителей и педагогов. В нем должно быть хорошо и комфортно: уютная обстановка, современная предметно – развивающая среда, работают профессионалы, настоящие «знатоки» детской души. Весь день пребывания ребёнка в детском саду проходит под девизом «Один день – одно открытие». На базе детского сада функционирует оздоровительный центр, где дети получают необходимые процедуры, питание в детском саду будущего организовано по принципу «шведского стола». В таком дошкольном учреждении идеально распределить всё образовательное пространство по отдельны центрам, например: центр «Математика», где дети учатся азам этой науки, там расположены все пособия, интерьер оформлен в соответствии с математическим содержанием. Дети выбирают по желанию, в каком центре они хотят сегодня заниматься. Детский сад Будущего - это единое игровое пространство взрослых и детей. Но это мои мечты. Ведь когда у человека есть мечта, это здорово. Не все мечты могут осуществиться, но стремиться надо обязательно. А что же в реальности? Все лучшее общество стремится отдать детям, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. По данным Российской академии медицинских наук РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Здоровье детей - это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Исследования последних лет педагогов-психологов доказывают, что изменения форм внешней активности дошкольников, связанные с повсеместным внедрением раннего обучения, возрастанием информационного потока, приводит к ухудшению физического, психического и психологического здоровья детей. А ведь здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) предполагает «не только отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия». По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. Это важнейший период формирования человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Считаю, что в детском саду необходимо углубленно работать над проблемой физического воспитания и оздоровления детей. Поэтому формирую у дошкольников валеологическую культуру через использование нетрадиционных форм оздоровления. Правильное физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается при постоянном медико-педагогическом контроле за физическим развитием и состоянием здоровья детей. В своей работе использую элементы программы В.Н. Зимонина «Росинка» - «Расту здоровым» и авторские разработки и технологии В.И.Шебеко, М.Д.Маханевой, Н.Н.Кудрявцева. Стремясь повысить интерес воспитанников к занятиям, использую следующие виды физкультурных занятий: традиционные, двигательно-творческие, на основе подвижных игр, сюжетно-тематические, по интересам, с использованием физкультурного оборудования, игры-эстафеты, физкультурно-познавательные. При их проведении приоритет отдаю личностно – ориентированному подходу в работе с детьми. А именно: дети занимаются по подгруппам, с учетом группы здоровья и уровня двигательной активности, учитываю предпочтения детей, (например, в ходе занятий по интересам они самостоятельно выбирают вид двигательной деятельности: одна группа детей выполняет упражнения с мячом, другая – прыжок в длину и т.д.). Предпочтение в своей работе отдаю физкультурно – познавательным занятиям, придерживаюсь принципа возрастной адресности, т.е. содержание дополняю и расширяю в соответствии с возрастом детей. В старшей группе детям предлагаю темы по ознакомлению с организмом человека: «А мы такие разные», «Скелет - опора нашего организма», «Кожа - орган осязания», «Режим дня», «Поговорим о болезнях. Инфекционные болезни», «Витамины». В подготовительной группе знакомлю воспитанников со строением и функционированием внутренних органов и систем организма человека: «Глаза - орган зрения. Роль зрения в жизни человека», «Нос, ухо - орган обоняния», «Язык - орган вкуса», «Сердце», «Органы пищеварения. Желудок», «Дыхание», «Организм человека». Физкультурно-познавательные занятия помогают мне формировать у детей не только знания о строении своего организма, но и привычку здорового образа жизни, валеологическую культуру. Ведь здоровье человека – одна из составляющей счастья. Задаю себе вопрос: «Я счастливый человек?» Отвечаю: «Счастливый, потому что профессия моя – это радость от общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, когда я вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек. Да, я счастливый человек, потому что я с радостью иду в детский сад, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни, способными творить: наравне с детьми играть, танцевать, петь, заниматься спортом, ходить в поход и на экскурсию. Конечно, я счастливый человек, потому что, придя домой, где меня ждут любящие муж и сыновья, я буду продолжать думать о том, что надо сделать еще, и еще». А на ум приходят озорные, отчаянные стихи Марины Цветаевой, которыми я закончу свое эссе:
Всегда хочу с душой цыгана Идти под песни на разбой За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед сквозь тень Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем каждый день!
|