Конспект
занятия по блоку «Астрономия»
Тема:
«Солнечная система»
Подготовительная
группа
Цель:
продолжать знакомить детей с устройством
Солнечной системы.
Задачи:
познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать
развитию познавательной активности детей.
Развивать образное мышление,
творческое воображение, связную речь.
Ход
занятия
Воспитатель:
Дети, на прошлом занятии мы с вами познакомились с новой наукой. Кто помнит, с
какой? (Астрономия). Что же за наука астрономия, что она изучает? (Ответы детей). О каких
созвездиях мы узнали в прошлый раз? (Большая и малая медведица) Почему они
получили такое название? Какую форму имеют эти два созвездия? (Ковш). Какое
значение имеют созвездия в жизни людей?
Воспитатель:
Ну вот, мы с вами вспомнили, то, о чем узнали, когда впервые познакомились с
наукой «Астрономия». И сегодня продолжим путешествие по Солнечной системе. Для
того чтобы узнать о чем мы будем говорить, Вы должны отгадать загадку. Загадка:
Какой костёр весь мир обогревает (солнце).
Ребята,
что такое Солнце? Звезда или планета? Как вы думаете? (ответы детей)
Почему
мы называем Солнце «солнышко»? (ответы детей)
Как
вы думаете раньше, как люди могли себе представить Солнце? (рассуждения детей)
Сколько
планет в Солнечной системе? (ответы детей)
Ответы
на все эти вопросы мы сегодня постараемся найти вместе.
Воспитатель:
Много сказок и легенд есть про Солнце у разных народов. Греки изображали Солнце Богом в золотом шлеме,
на золотой колеснице с белыми конями. На Древней Руси поклонялись Богу Солнца и
называли его Ярилом, устраивали в его честь пляски, карнавалы. Жители Древней
Африки думали, что Солнце это человек, у которого Солнце подмышками. Поднимает он руки, становится
тепло, светло, опустит, наступает ночь. Древние китайцы считали, что вселенная
– это великан Пань – гу, а когда Пань – гу умер, его левый глаз стал Солнцем,
правый Луной, а голос – громом.
Но
на самом деле, Солнце – это большая, очень горячая звезда – Солнце ближе других
звёзд к Земле, поэтому её лучи согревают нашу планету и освещают её. Солнце
огромное по размеру, в 1 млн. раз больше Земли. Поэтому, у Солнца много сил,
чтобы держать около себя Землю, словно, привязанную на верёвочке на
определённом расстоянии. Например, чтобы от нашей планеты до Солнца на автомобиле
нужно будет ехать 200 лет. Мы уже с вами сказали, что Солнце очень горячая
звезда. Так вот оказывается, на поверхности Солнца температура – 5500 С. В тех местах, где
температура ниже появляются тёмные пятна на Солнце. Со временем они сами исчезают,
но именно появление этих тёмных пятен на Солнце вызывают на Земле полярные
сияния, грозы, сбивают курс на компасе.
Оказывается,
от Солнца много на Земле хорошего и плохого. Давайте побеседуем об этом.
Физминутка по выбору педагога.
Воспитатель: Ребята, сначала я предлагаю поговорить о
пользе Солнца.
Педагог
ведёт беседу с детьми, используя наводящие вопросы, проблемные ситуации.
Выводы:
1.
Солнце светит всегда – значит, есть
жизнь на Земле.
2.
Солнце греет, отапливает планету ( жизнь
на Земле, смена времён года).
3.
Почему идёт дождь? Как связаны дождь и
Солнце? (круговорот воды в природе).
4.
Солнце может вскипятить воду, испечь
пироги, сварить борщ. Так ли это? (рассказы из «Почемучки»).
Как вы думаете, Солнце одно в Солнечной системе? (ответы
детей).
Хотите послушать одну замечательную
сказку, её написал один мудрый астроном
(см. Мир вокруг нас. Волшебные сказки космоса, стр. 29)
После прочтения сказки педагог подводит
итог занятия.
Воспитатель:
Дети, что же нового мы с вами узнали сегодня на занятии. Что же такое Солнце?
Сколько планет в Солнечной системе? Назовите некоторые из них. Так почему же
Солнце называют «солнышко»? (дети отвечают на поставленные вопросы).
Занятие окончено, спасибо за работу.
|