Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Я- Чегдомына часть и знак». Цель занятия: познакомить детей с трудом шахтеров, со свойствами каменного угля, с происхождением от добычи до потребителей, обогащать словарный запас, формировать познавательный интерес детей. Закреплять умение обследовать каменный уголь (с помощью разных органов чувств), называть его свойства и особенности. Познакомить с геральдикой Верхнебуреинского района. Материал. Флаг России и Хабаровского края, слайды: флаг и герб России и Хабаровского края, герб Верхнебуреинского района, шахта, физическая карта, иллюстрации машин, помогающие в работе на шахте, спец-одежда шахтера, «Аллея кавалеров и Шахтерской славы и памятник, посвященный погибшим шахтерам на производстве и на фронтах Вов. Схема-моделирование признаков и свойств угля. Пиктограммы – хоровые и индивидуальные ответы, каменный уголь, цветные карандаши, простой карандаш, краски, лекарства, молоток, подносы каменного угля на каждого ребенка, лупы, салфетки, сосуды с водой. Образовательная задача: элементарные представления о труде шахтера, познакомить с гербом Верхнебуреинского района, его назначением, активизировать словарный запас, познакомить с исследовательской деятельностью. Воспитательная задача: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, к району и краю, воспитывать уважение к труду взрослых. Развивающая задача: развивать познавательный интерес, память, мышление, внимание, связную речь, развивать интерес к исследовательской деятельности. Ход занятия Воспитатель включает спокойную музыкальную композицию. В: Ребята, мы сегодня поприветствуем не только наших гостей и друг друга, но и солнце, небо, деревья и цветы. Я думаю, вам хочется научиться новому приветствию. Повторяйте за мной слова и движения. 1. Организационный момент «Приветствие» Дети и воспитатель стоят в кругу и произносят слова Здравствуй солнце, здравствуй, ясное! Здравствуй, небушко прекрасное! Здравствуйте, деревья! Здравствуйте, цветы! Я рада, что сегодня Со мною рядом вы! Ребята, наша Земля очень богата разнообразие растений и животных. Воспитатель задает детям вопросы, с использованием пиктограмм – хоровые и индивидуальные ответы. - А как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия) - А как называется край, в котором мы живем? (Хабаровский) - А как называется наш район? (Верхнебуреинский) - А как называется поселок, в котором мы живем? (Чегдомын) 2.Дети садятся на стульчики (воспитатель обращает внимание на осанку с использованием художественного слова) Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь Рассказ воспитателя
Воспитатель: - Ребята у каждой страны, края, города, района есть свои символы. - Как вы думаете что это за символы? (хор.ответы детей) -Правильно, к символам страны относим флаг, герб и гимн - Мы все знаем, как выглядит флаг, герб России, а также флаг и герб Хабаровского края (слайд) - А как вы, думаете, для чего нужна нам символика? (с помощью символики люди обозначают свои страны, города, районы) предполагаемые ответы детей. Воспитатель: У Верхнебуреинского района тоже есть герб, эскиз которого выполнил Воронин Геннадий Николаевич (художник-оформитель, работник шахтоуправления «Ургальское») Описание герба (слайд) Форма герба – изображен в виде щита. В центре его на красном фоне графически черным цветом изображена шахта. Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему изображена шахта? предполагаемые ответы Воспитатель: Правильно, т.к. в нашем районе есть шахта и там добывают …..Что? ответы детей. Воспитатель: В верхней части герба изображено солнце – символ Востока, начало нового дня, начало новой жизни для района. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему по обеим сторонам изображены деревья – ели? (хоровые ответы) Воспитатель: Правильно, потому что у нас в районе много растет деревьев, что символизирует лесную промышленность. А изображение соболя в нижней части – это пушной промысел. Желтый фон у герба символизирует добычу золота – важнейшая отрасль экономики Верхнебуреинского района. Знак богатства и благополучия. 3. Воспитатель: Наверное, и ваши папы, дедушки трудятся в шахте, в ОАО «Ургал уголь» (слайд) Воспитатель: А как называется профессия людей, которые трудятся в шахте? (шахтеры) Воспитатель: Саша, что добывают шахтеры? (индивидуальный ответ ребенка) Воспитатель: Правильно, каменный уголь. - А зачем нам нужен уголь? (индивидуальный ответ ребенка) Воспитатель: Верно, уголь необходим нам, чтобы топить печи в домах, на фабриках и заводах, из него делают грифели для карандашей, краски, из него изготавливают лекарство. Его называют – черным золотом. Уголь добывают не только у нас в районе, но и в других районах и городах России. Посмотрите на карту. Его условное обозначение на карте считается черный закрашенный квадрат. Где вы видите его на карте, там и добывают уголь (показать на карте) (слайд) Углем, который добывают шахтёры, пользуются не только жители нашего Верхнебуреинском района, но и жители в других регионах нашей страны и даже за границей. 4. Давайте немного отдохнем и выполним массаж «Неболейка» (дети встают в круг, под музыкальное сопровождение проводится массаж). Я буду говорить слова и выполнять движения, а вы повторяйте за мной. Массаж биологических точек «Неболейка» Чтобы горло не болело, Мы погладим его смело, Чтоб не кашлять, не чихать Надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, Ладошки держим козырьком. Вилку пальчиками делай, Массируй ушки ты умело, Знаем, знаем, да-да-да Нам простуда не нужна.
5. Воспитатель: Ребята, а я знаю интересное стихотворение, послушайте его и скажите мне с кем беседует шахтер: - Я хитер – не возьмешь меня, шахтер! Ты – вверху, я - в глубине. Как ты спустишься ко мне? А шахтер ответил: Ты хитер, и я хитер! Я тебя добуду: Шахту строить буду! Воспитатель: С кем беседует шахтер? (хоровые ответы) Воспитатель: Молодцы, правильно догадались – шахтер беседовал с углем. Воспитатель: А где находится уголь? (хоровые ответы) Воспитатель: А как шахтер добудет его? (хоровые ответы детей) Воспитатель: Правильно, а как шахтеры добывают уголь. я вам расскажу. 6. Дети садятся на стульчики, воспитатель обращает внимание на осанку и на сосредоточенность детей с помощью художественного слова. Как учит фея эльфов, чтоб вызвать их внимание. Повесьте ваши ушки на гвоздики внимания. Воспитатель: Уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца – он называется стволом, потому что похож на ствол дерева, только внутри он пустой. Ствол этот строят, как и колодец, тщательно укрепляют стенки. (слайд) как шахтеры добывают уголь. как шахтеры добывают уголь. Воспитатель: А зачем? (хоровые ответы детей) Воспитатель: Ствол нужен, чтобы поднимать из-под земли уголь, спускать и поднимать людей и машины, подавать в шахту свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры, или штреки. В них уложены рельсы, по ним к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь. Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортные ленты, подземные электровозы с вагонетками.(слайд) Горные комбайны стругами, как большими рубанками, строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам, и вывозятся на поверхность с помощью электровоза. Уголь и добывают и под открытым небом – в карьере. Там людям тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БелАЗы. Трудятся здесь шахтеры машинисты, горнорабочие, электрослесари, горные инженеры. Воспитатель: Ребята, вы сказали, что на шахте работают ваши родные, а как вы думаете, профессия шахтера опасна? (хоровые ответы детей) Воспитатель: Да, профессия шахтера опасна и трудна. Воспитатель: А как вы думаете, почему она опасна? (хоровые ответы детей) Воспитатель: Да, на шахте можно погибнуть, поэтому шахтеры должны быть аккуратными и внимательными. У них есть специальные средства защиты (слайд) – они надевают каску, на которой находится фонарик Воспитатель: А как, ты Таня думаешь для чего нужна каска и фонарик? (пик. индивид. ответы) Воспитатель: Шахтер надевает специальную рабочую одежду, обувает резиновые сапоги. - Как, вы думаете, зачем шахтеру резиновые сапоги? (предположительные ответы детей) Воспитатель: Ребята, труд шахтёра сложный и почётный у нас шахтерский поселок и в Чегдомыне есть достопримечательность, которая посвящена шахтерам. - Как она называется? (предположительные ответы детей) Воспитатель: Эта достопримечательность называется – «Аллея кавалеров и Шахтерской Славы и памятник, посвященный погибшим шахтерам на производстве и на фронтах Вов» Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Ручейки и озеро»» 7. Физминутка. Подвижная игра «Ручейки и озера» (с использованием ТСО) Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. Упражнение на дыхание «Ныряние» Воспитатель стоит вместе с детьми в кругу и продолжает беседу 8. Воспитатель: Ребята, прежде чем построить шахту, на поверхности земли трудятся геологи. -Как вы думаете, кто такие геологи и чем они занимаются? (предположительные ответы детей) Воспитатель: Геологи – это ученные, которые исследуют местность и узнают, есть там полезные ископаемые или нет, например каменный уголь. 5. Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сейчас немножко поработать учёными-геологами, и исследовать полезные ископаемые. Воспитатель: -Что такое полезные ископаемые?(индивидуальные ответы) Воспитатель: Ископаемые – камни, ищущие под землей - выкапывают, полезные - приносят людям пользу. - Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой камень мы будем исследовать С виду неприглядный камень. Он в земле лежит пластами. Чтоб наверх его поднять, Надо в шахте побывать. Под землею огоньки – Это в шахте горняки Отбивают молотками Этот очень нужный камень. Он имеет черный цвет, Всем дает тепло и свет. (уголь) 9. Дети присаживаются за столы, на которых расположены предметы для каждого ребенка. Воспитатель: Ребята возьмите каменный уголь и рассмотрите его. Мы будем проводить исследования. А я буду составлять схему нашего экспериментирования. Скажите: Воспитатель: Какого он цвета? (ответы детей) Воспитатель: Воспитатель: Уголь твердый или мягкий? Воспитатель:Как вы поняли, что он твердый? (надавили на него пальцем или сжали в руке) (хоровые ответы) Воспитатель: А он тяжелый или легкий? (индивидуальные ответы) Воспитатель: Погладьте его пальчиком и скажите, поверхность камня ровная или бугристая? (хоровые ответы) Воспитатель: Посмотрите через лупу, и вы увидите уголь блестящий или матовый? (индивидуальные ответы) Воспитатель:- Вот вы говорите, что уголь твердый, это верно, а как ты думаешь, он прочный или рассыпчатый? (индивидуальные ответы) Воспитатель:А давайте проверим (воспитатель ударяет по куску каменного угля молотком – он рассыпается на несколько кусочков). Воспитатель:Да, каменный уголь твердый, но не такой прочный и от удара рассыпается на кусочки. Значит он хрупкий. Воспитатель: А он имеет запах? (хоровые ответы) Воспитатель: Нет, значит без запаха. Воспитатель:Посмотрите на свои руки. Что можно сказать еще про уголь (он пачкается). Воспитатель: Положите уголь и вытрите руки салфеткой и послушайте, уважаемые геологи: Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет, если мы отпустим в сосуд с водой каменный уголь? (индивидуальные ответы) Воспитатель: Давайте опустим его в воду. -Что происходит? (предположения детей) (По воде идут круги, появились пузырьки, вода мутнеет) Воспитатель: А как вы думаете, почему появились пузырьки? (хоровые ответы) Воспитатель: Во всех камнях есть воздух, в пористых больше. И при опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель: Почему? (хоровые ответы) Воспитатель: Правильно, каменный голь утонул, потому что тяжелый. Воспитатель: Как вы думаете, уголь растворится в воде? (хоровые ответы) Воспитатель:А как это проверить? (индивидуальные ответы) Воспитатель: Меняет ли цвет вода? (хоровые ответы) Воспитатель: Правильно вода цвет не поменяла и уголь не растворился в воде. Значит,он нерастворим в жидкости, поэтому его добавляют при изготовлении фильтров для воды. 10. Воспитатель встает вместе с детьми, образуя полукруг Воспитатель: Давайте, дорогие геологи подведем итог об исследовании каменного угля, с использованием нашей составленной схемой: (слайд) Воспитатель показывает на схему и начинает предложение , а дети продолжают. « Каменный уголь… черного цвета, матовый, твердый, шершавый, без запаха, по весу тяжелый, тонет в воде, но не растворяется, если ударить по нему молотком, то рассыпится, значит он хрупкий, пачкается. Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. (использовать схему) слайд 11.Контрольные вопросы: (с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, а ребенок возвращает его педагогу и отвечает на заданный ему вопрос Игра «Расскажи, что узнал» • Что нового на занятии, ты узнал? (3-4 ребенка) • Что символизирует шахта на гербе Верхнебуреинского района? (индивидуальные ответы) • Кто добывает уголь на шахте? (хоровые ответы) • Почему уголь относят к полезным ископаемым? (индивидуальные ответы) • Какая достопримечательность есть у нас в поселке, посвященная шахтерам? Воспитатель благодарит детей за занятие и дарит мешочек с каменным углем для уголка экспериментирования и награждает медалями. Михеева Ольга Валерьевна, воспитатель
|